На Главную К списку номеров К содержанию номера

ДЕМОКРАТИЯ И НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бенгт Гурансон, Швеция
(из выступления на третьей конференции стран Балтийского региона в Санкт-Петербурге)

Несколько отправных точек моего выступления.

В сегодняшнем "медиа-обществе" легко сконцентрировать внимание на недостатках и неудачах. Когда одной из газет стало известно, что приблизительно шестьсот тысяч из восьмимиллионного населения Швеции регулярно пели в разных хорах, она опубликовала статью под заголовком "94% шведов никогда не поют в хоре". Таким образом 600 тысяч восторженных певцов-энтузиастов были "сокращены" до незначительного исключения. Если мы хотим влиять на развитие и видеть осуществление своих планов, нам следует быть осторожными и благоразумными в поисках поддержки со стороны тех, кто разделяет наши взгляды, и меньше растрачивать себя на попытки "переубедить неверующих".

Будьте осторожны с депрессией и пессимизмом!

Шведский автор, Ларс Аке Аугустсон (Lars Åke Augustsson) заметил однажды по поводу социальной демократии, что самым важным ее вкладом является обеспечение "простых людей фундаментом, с которого они перестали бы испытывать чувство стыда за то, что являются простыми". Он имел в виду, что политическое рабочее движение способствовало пробуждению у шведов чувства самоуважения и осознания своей собственной человеческой ценности. Этот вклад, обеспечивший возможность освобождения каждого индивидуума, парадоксально оценивается значительно менее революционно по сравнению с созданием властных органов, формы правления, ответственных за управление благосостоянием государства.

То, что народные движения успешно распространялись, имело место главным образом благодаря тому, что они не провозглашали протест своей первоочередной задачей. Дело в том, что протест как таковой редко бывает прогрессивным. Он только показывает, что те, кто протестует, привносят разлад и беспокойство, и никогда не инициирует движение, способное осуществить перемены. Протестовать необходимо, но одного протеста недостаточно. Вот почему многие сегодняшние протестные движения, поощряемые средствами массовой информации, несмотря на очевидные успехи масс-медиа, редко оказывают существенное воздействие на тех, кого они искренне желают изменить. Популярные народные движения обращаются к мечтам, к сильным желаниям людей, а не к их недостаткам. Недостаток, отсутствие чего-либо, как правило, деструктивны, они ассоциируются с огорчением и заставляют людей "уединяться", искать убежище, замыкаться в себе. Продуктивная сила - это желание, мечта. Она способна продвинуть движения к цели. "Самый большой дар, который движение народа может дать людям,- это чувство собственной ответственности, ощущение способности изменить мир, убеждение в том, что идеал в значительной степени может быть реализован и что добрую волю граждан можно организовать на формирование творческой силы, креативной власти",- так член движения ЛОУТ Я.Флоруског сформулировал способность народного движения дать импульс развития.

Поскольку сегодня мы стоим перед задачей формирования общества граждан XXI века, важно, что мы изучаем прошлое, но также важно и то, чтобы мы были уверены, что не строим мавзолеев над прошлым, а, наоборот, создаем "зеленые дома" ("green houses") для наших идей и планов на будущее. Перед нами всегда есть риск подавления наших прошлых неудач и идеализации прошлых событий. Мы должны позаботиться о том, чтобы не позволить воображаемым достоинствам нашего поколения пенсионеров убить амбиции и надежды сегодняшних молодых.

Каждая попытка изменить что-либо должна основываться на реалистическом восприятии мира, который мы хотим изменить. Поэтому жизненно необходимо, чтобы нашим базисом стала хорошая теория - недостаток принципов никогда не должен стать нормой.

Более опасного союза, чем союз желания власти и сильных решений, с одной стороны, и тотального недостатка принципов - с другой, не существует.

Эти два замечания лежат в основе того, о чем я собираюсь говорить.

Решать самостоятельно или решать вместе

Демократия значительно больше, чем простая система для голосования, а политика - значительно больше, чем принятие решений. "Решать за себя, самостоятельно", - вот как многие определяют демократию. Однако это совсем не то, что фактически подразумевает демократия: "решение за вас" вместо "решения вместе". Демократия направлена на то, чтобы помочь нам научиться решать вместе, с взаимным уважением к неприкосновенности каждого отдельного человека, без злоупотребления властью или подавления других. Парламентское исследование, недавно проведенное в Швеции, подчеркивает, что оно возможно только в том случае, если термину "демократия" будет найдено дополнительное определение, общее и понятное для повседневного языка. Поэтому авторы выбрали "теорию участвующей демократии" с совещательными элементами. Это означает, что термин "демократия" описывает не только формы принятия решений и распределенной ответственности, но также включает и процесс мышления, обдумывания, предшествующий решениям.

Исключение граждан из работы общества имеет место в меньшей степени из-за того, что они не участвуют в каждой ситуации процесса голосования и процесса принятия решения, а в значительно большей степени благодаря тому, что им редко дается возможность поучаствовать в "обсуждении повестки дня". Предметы обсуждения всегда формируют другие.

Важное общественное мнение

При обсуждении демократии у нас есть причина "быть настороже". Позвольте отметить три фактора, которые могут сбить нас с правильного пути. Первый - это мечта о значимом, важном общественном мнении. Многие видят проблему лишь в том, как должны политики оценить собранные мнения граждан и как политик получит гарантии, что эти мнения представляют значительную часть населения. Однако такое описание проблемы представляется демократически сомнительным.

…Мнения не существуют. Они формируются. И формирование мнения всегда имеет место в закрытых средах, в маленьких группах. Не следует путать процесс формирования мнения с кампанией, которая может быть успешно проведена по обсуждению специфических проблем или преимущественно конкретных предложений, но никогда не сможет внести свой вклад в дело формирования мнения. Представьте на минутку разницу между народным образованием, основанным на свободной дискуссии, и приобретением знаний в ходе "кампаний".

Необязательная спешка (торопливость)

Другой фактор, который сбивает нас с пути,- это огромная вера в силу действия. …Признание того, что демократический процесс требует времени, так как его цели весьма сложны, еще далеко от превращения в общепринятый факт. Мысль или предложение, которые не могут немедленно привести к решению, рассматриваются как недостатки. Если самые трудные и самые сложные проблемы решаются с величайшим упорством, что остается, кроме как тотальное равнодушие к знанию среди этих "принимающих решения", мечтающих лишь облегчить свои заботы?

Но политическое действие и меры всегда должны основываться на рассуждениях и убеждениях, исходящих из ценностей и мнений, а не сводиться лишь до "ответных реакций". То, что многие рассматривают как силу финансового рынка с его быстрыми решениями и происходящими то здесь, то там драматическими изменениями курсов, инспирирует "кошачье поведение" (быстроту реакций) или, наоборот, пробуждает парализующую зависть. Вера в правильность быстрых рыночных действий ошибочна. И рынок требует серьезного осмысления. Многие крупные деловые проекты осуществляются не рефлексирующими бизнесменами, а теми, кто обладает самыми прочными, устойчивыми убеждениями. Телевизионные образы из компьютерных залов информативны. В этих залах сидят молодые люди, главным преимуществом которых к их двадцати годам является быстрота реакций, а их личный опыт ограничен. Телевизионные "тест-шоу" (развлекательные программы с конкурсами) пропускают эту связь через зеркало смеха, веселья. В таком "конкурсе" никогда не побеждает тот, кто сначала думает, а потом нажимает кнопку. Побеждает тот, кто первым нажимает кнопку и получает шанс на правильный ответ до того, как кончится время. Коэффициент ошибочности в современных телеконкурсах слишком высок, чтобы служить моделью для нашей политической системы.

Все вышесказанное не должно побуждать нас принимать любую форму инертности и медлительности. Способность плохой бюрократии всегда мобилизовать "нераскаянные" препятствия не следует распространять на каждого. Улоф Пальме (Olof Palme) и говорил, и писал: "Политика - это воля, желание". Он не говорил, как многие верят, что политика - это акт принятия решения. Он был сторонником проявления воли, процесса мышления и обдумывания, движения к осознанным целям, а не издания приказов и принятия мер, "вытекающих из контекста" (сиюминутных). Мы не можем изменить мир, описывая его, но без описания трудно находить хорошие решения.

…Понимание причины (мотива) и значения предназначения становится важнее самого действия. Действия без такого понимания сокращаются до событий и утрачивают важность для изменений в мире. Только действия, основанные на глубоком понимании предназначения, его характера и важности, имеют ценность для мира в плане образцов для подражания. Как вы думаете, сколько действий из тех, что произошли за последние десять лет, были чем-то большим, чем просто случай? На семинаре, организованном в ходе "Исследования Демократии", американский профессор Бенджамин Р.Барбер (Benjamin R.Barber) заявил, что политики должны быть в состоянии соединить свои желания перемен и действий с пониманием того факта, что все дела требуют времени. Демократия требует времени на обдумывание, причем совершенно другого, чем просто отсрочка и принятие идеи о том, что обдумывание можно будет допустить когда-то в будущем. Обсуждение, которое мы хотим поощрить в демократической ситуации, - это не только предоставление помещений для разных мнений, для требований оппозиции. Так же важно и то, что мы получаем возможность проверить наши исходные позиции и мнения и, таким образом, переоценить их. Когда мы проверяем свои исходные позиции и разбираем спорные вопросы, приходя к соглашению, мы добавляем качества нашим решениям. Мы проверяем путь наших решений, их сильные стороны и их "тонкость", "ясность" и точность.

Важно задать следующий вопрос: "Насколько быстрее, по-вашему, думаете вы, чем думал Леонардо да Винчи пятьсот лет назад?" Не дайте себя обмануть, поверив, что передача конкретной мысли через континенты означает, что мышление теперь происходит так же быстро.

Политические партии нужны

Третья ошибка - это вера в то, что политические партии больше не нужны. Избиратели имеют право знать, за что они голосуют, а не только за кого. Поскольку мы сейчас движемся к обществу, где персональные выборы становятся важнее партийных, как никогда значимой становится возможность идентифицировать кандидатов с программами, которые они подписывают, и с ценностями, которые они признают. Нам недостаточно определить позиции кандидатов по 10-15 вопросам, которые являются основными на выборах, у нас должна быть возможность понять, где они "причалят", когда встретятся с чем-то неизвестным или неожиданным. Персональные выборы требуют более ясной идентификации в партиях, а не большей рассеянности. И это приводит к убеждению о необходимости партий, о необходимости партийной системы и к выводу о том, что так или иначе будущее покажет, какие из партий, существующих сегодня, исчезнут.

Роль народных движений

Народные движения, свободные, добровольные объединения граждан, играют центральную роль в развитии демократического состояния в обществе. Они способствуют развитию чувства ответственности у каждого гражданина и предоставляют пространство для проявления таких чувств и состояний, как гражданский дух и гражданская обязанность.

Будущее народных движений определяется тем, как они сумеют воспринять и осуществить свои предназначения. Те движения, которые верят, что их сила заключается исключительно в том, чтобы быть орудием в чьих-то руках, и в высоких показателях членства, никогда не смогут играть решающую роль в преобразовании общества. Только те организации, которые в истинном смысле слова являются движениями, которые организуют людей, и их идеи добьются успеха.

Центральная задача народного образования

Если мы принимаем тезис о том, что политика нуждается в "интеллектуализировании", то потребность в народном образовании разительно увеличивается. Свободное и добровольное учение, открытый и интенсивный обмен с другими тем, чему выучился сам, и любопытство к тому, что другие могут дать, создает базис для такой политической интеллектуализации. Угроза или, по крайней мере, ирония состоит в том, что сегодня система образования характеризуется противоположными тенденциями. В школе знание чаще рассматривается как "конкурсный" (конкурентный) фактор, а не как общая основа.

Народное образование - это больше, чем передача знаний. Исходя из вышесказанного, одна из самых важных задач, перед лицом которой мы окажемся в будущем, - это необходимость дать максимум возможного в плане изучения функций и методов работы в области демократии. Такие знания едва ли может дать школа, хотя бы и теоретически. Это может быть сделано только в форме свободной и добровольной образовательной работы населения. Свободные и добровольные организации, народные движения обладают лучшей подготовкой и квалификацией для того, чтобы стать школой демократии, чем любая школа. "Организации для образования народа" (Popular education organizations) в качестве центра для свободного изучения демократии (мне это представляется первоочередной задачей будущего) должны служить местом свободного поиска знаний и свободного взаимообмена миссиями, а не сужать свою миссию до "ошколивания" народных движений и других функционеров (до объединения их в школьные организации), хотя, возможно, что и это может быть сделано.

Термин "народное образование", естественно, может быть определен по-разному. Лично мне хотелось бы это сделать двух направлениях: для индивидуума и для общества.

В индивидуальном плане важно иметь отношение к учению и к поиску знаний, основанное на уважении и гуманизме: понимание того, что знания существуют помимо нас, и они заслуживают того, чтобы их искать, а также уважение к значению и ценности этих знаний и осознание невозможности их приобретения без усилий. Естественно, что хорошо, возможно, даже необходимо, чтобы каждый человек обладал достаточной самоуверенностью и самоуважением, но эта уверенность должна быть изначально направлена на нашу способность к изучению нового, а не на убеждение, что мы уже все знаем.

Способность осознать, как мало я знаю, и тем не менее, смелость иметь надежду на то, что я могу знать больше, а то, чего я пока не знаю, заслуживает поиска и нахождения, - именно так можно описать определение термина "народное образование" с индивидуальной позиции.

С более широкой позиции - общества, термин "народное образование" включает стремление к участию и равенству. Общество, где все имеют одинаковые права, не может быть равным до тех пор, пока граждане не будут совместно бороться за то, чтобы дать каждому возможность пользоваться этими правами. Тем, что я сам считаю заслуживающим внимания и изучения, я должен поделиться с другими. Дух народного образования, таким образом, становится в значительной степени "миссионерским", и в сегодняшнем обществе эта цель может быть высвечена путем обращения к современно направляемому обучению, особенно на деловом и коммерческом уровне, где задачей этого обучения является предоставление студентам эксклюзивных знаний, где строятся барьеры между общим языком и кодами с тем, чтобы "посвященный" мог защитить свою эксклюзивность.

Поэтому народное образование - это только мечта об обучении, являющемся общим, открытым, экстравертным и демократическим. В тех случаях, где по естественным причинам должны существовать специфические профессиональные кодексы (хороший пример - профессия учителя), тем не менее также остается возможность для народного образования: профессионал, который в своей работе встречается с некоторыми ограничениями, должен быть подготовлен к тому, чтобы объяснить посторонним, чем он занимается. Сегодня, когда мы с удовлетворением констатируем, что граждане стали менее авторитарны, чем раньше, очень важно гарантировать, что новые власти не получат возможность "упрочить свою власть" (закрепить себя во власти).

Увеличившееся сознание нашего окружения в короткий срок создало новые возможности в сфере труда и новые профессии, особенно в муниципалитетах. Демократическое понимание и контроль невозможны до тех пор, пока в областях, находящихся под влиянием новых профессий, не будет создана широкая система народного образования. Точно так же, как лет тридцать назад, широкое добровольное изучение проблем общества в учебных группах и народных школах уравновешивалось и сочеталось с подготовкой в колледжах социальных работников и социологов, целевое образование лиц, имеющих дело с окружающей средой, сегодня может уравновешиваться и сочетаться с широкой добровольной работой в области образования населения.

Таким образом, организации, связанные с образованием населения, в будущем могут внести свой вклад в то, что можно назвать политическим и демократическим обучением.

Культурный аспект

Взгляд на культуру не является полностью бесконфликтным аспектом. Акцент на культуру как на экономическую силу может показаться поверхностным. Многие с энтузиазмом говорят о новой роли культуры как успешной области бизнеса в объединенной Европе. Европейские медиа-политики только счастливы рассматривать телевидение исключительно как отрасль - неважно, что производящую (яйца или уголь). Если телевидение должно играть роль производительной силы, то его следует рассматривать все-таки в культурно-политическом контексте и с проблемами, имеющими отношение к свободному взаимообмену мыслями и опытом, а встречам обозревателей с художниками и артистами нужно отдавать предпочтение перед теми передачами, которые приносят телевизионным компаниям определенные дивиденды на экономическом рынке. Авторское право, по-моему, важнее, чем удобный случай получить доход для бизнесмена.

Три пункта стратегии в поддержку демократии

В своем выступлении мне хотелось бы выделить три момента, которые составляют базис для укрепления демократического сознания и демократической готовности.

Во-первых, усиление демократической точки зрения. Очистить демократическую дискуссию от рыночного мышления и рыночных теорий! Представьте на минутку, как вы ведете себя в роли покупателя, когда покупаете помидор. Пока вы стоите в очереди, вы озабочены тем, будет ли в вашей корзине свежий, аппетитный, нежный и замечательный помидор. Вас не беспокоит, что покупателю, стоящему за вами, может достаться чуть подпорченный помидор, и уж совсем вас не заботит мысль о том, хватит ли в магазине помидоров, чтобы даже последний ночной покупатель смог их купить. Распределение товаров будет нарушено, а магазин обанкротится, если индивидуальные покупатели будут делать свои покупки с позиций взаимной солидарности и с ответственностью перед всеми покупателями, приходящими в магазин в течение дня. Рациональность рыночной экономики в магазине возникает только потому, что индивидуальный покупатель устанавливает исключительные деловые отношения с продавцом.

По этой причине ошибаются восторженные политики, когда пытаются перенести рационализм рынка на демократическое общество. Муниципалитеты, сельские советы, государство - наше демократическое общество - могут быть усилены, только если его члены примут на себя бОльшую, общую ответственность, которую никогда не возьмет покупатель в магазине. Вот почему любая попытка, например, управлять муниципалитетом как бизнесом, используя привычные в бизнесе понятия, терпит неудачу, а также (что достаточно парадоксально!) и финансовый крах.

"Гражданство" - это скорее участие и общая ответственность, а не отношения потребителей. Термины "гражданин" и "налогоплательщик" не являются синонимами. Пока мы не осознаем это, нас будет соблазнять вера в ошибочную концепцию действительного содержания политического предназначения.

Если мы собираемся восстановить смысл союза, объединения в истинном значении, возродить добрый дух гражданства, то для этого потребуется, чтобы те из нас, кто вовлечен в политическую общность (государство, сельские советы, муниципалитеты), перестали воспринимать наши общие ценности как серьезные трудности, а напротив, стали воспринимать их как активы (имущество), за которые мы несем общую ответственность. Задача политиков - управлять нашим общим имуществом так, чтобы оно не растрачивалось.

Давайте также вспомним, что демократия возможна, только если она объединена с большим уважением к человеческим ценностям. Без этого она сокращается до способа реализации процесса принятия решений, управляемого большинством. Если любое большинство в процессе завоевания своих концепций не признает принципа равенства всех людей, демократия становится жестокой. Она может даже узаконить нападки на меньшинство, как мы видели в экс-Югославии.

Во-вторых, мощные усилия в области образования населения. Демократия предполагает диалог, взаимообмен мнениями. Для поддержания диалога нужны знания. Это подчеркивает необходимость укрепления наших попыток улучшить народное образование. Авторитарные люди не могут создать никакого общества. Открытость - это свобода задавать вопросы и обеспечение защиты мнений и результатов. Помните, авторитарный человек - это часто испуганный человек.

В противовес мнению, что образование населения представляет собой явление, произрастающее годами, нам предлагают относиться к нему как к предмету лоббирования. В чем величайшая опасность лоббирования? Его цель - сформировать единое сконцентрированное мнение и придать ему легитимность. Информационные агентства или лоббирующие группы берут на себя ответственность за проведение кампании, направленной на удовлетворение потребностей клиента, но при этом никогда не представляют другим для проверки и обсуждения свои мысли и идеи. Именно в этом лежит величайшая опасность лоббизма, а не в том, что трудно получить доступ или контроль. Член партии или другого идеального движения всегда оказывается под влиянием тех, с кем он встречается, и часто он вынужден изменять свой образ мышления, модифицировать свои требования, когда они вступают в конфликт с окружающей реальностью. Очень редко мысли, убеждения и идеи открыты такому влиянию, которое делает возможным демократия. Мы никогда не можем заменить демократию информацией или политическими кампаниями.

По этой же причине мы должны быть осторожными с теми, кто стремится реформировать свои организации в политические органы, требуя, например, чтобы партия во время партийного конгресса принимала постановления, имеющие ценность "для вечности", и решения, которые ответственная партийная коллегия никогда не сможет изменить независимо от поставленных целей.

Демократия исходит из того, что граждане берут на себя ответственность за свои взгляды и мнения. Поэтому у формирования общественного мнения есть гораздо более важное предназначение, чем измерение общественного мнения.

Отчеты об изучении мнений всегда краткосрочны и отражают - когда они действительно высококачественны и особенно точны - момент. Рынок также краткосрочен, особенно сейчас, когда так много деловых проблем решаются как реакция, ответ на что-то, а не как результат предварительного умелого расчета. Народные же движения всегда были длительными - этому способствует "передача их идей по наследству", а также и вся практическая работа, например, забота об их собственных возможностях и льготах, которые связаны и с жизненным стилем рабочего движения.

В-третьих, строгая социальная этика. Без этого граждане не могут понять языка друг друга, а в обществе без социальной справедливости, с существенно большими различиями в качестве жизни даже самые богатые теряют свою свободу. Взгляните на Южную Америку! Богатые живут в бесподобной роскоши и невероятном изобилии. Но они приобретают эту роскошь и изобилие ценой своей свободы - их дома должны быть обнесены высокими заборами и охраняться частной полицией; у них нет возможности просто подняться из кресла и отправиться побродить в одиночестве по берегу или по магазинам, когда бы у них появилось такое желание. Свобода сокращается от дозволенного освобождения и роста до "существования в укрытии".

Теперь мое последнее заключение. Оно произрастает из моей концепции о кратковременности, которая характеризует очень многое в сегодняшнем обществе. Можем ли мы укреплять любые этические нормы в обществе, где все временные перспективы коротки? Не в этом ли одно из объяснений "размывания" норм и идеалов, которое мы видим во многих частях мира, когда появляются группы людей, отчаянно стремящихся освободиться от своего прошлого и не способных увидеть будущее? Этика требует как истории, так и завтрашнего дня. Она требует также и чтобы люди чувствовали связь с завтрашним днем для других, для их детей и для будущих поколений.

Bengt Göransson
Перевод Татьяны Гриб

©Общество «Знание» России, 2001

На Главную К списку номеров К содержанию номера