На Главную К списку номеров К содержанию номера

Президент общества "Знание" России академик Г.И.Марчук

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Мне как ученому хотелось бы изложить свои соображения, свои взгляды на состояние образования, просвещения, знания и культуры. Начался XXI век, и сейчас мы можем подвести черту, посмотреть, что сделано и что наука может и должна сделать в будущем.

Всегда кажется, что прогнозировать на следующий век трудно, почти и невозможно. Но прогнозировать на несколько (10-15) лет не только возможно, но и необходимо. Где те пути, по которым нужно пройти, чтобы найти правильные прогнозные направления развития науки в новом столетии? Думаю, они уже созданы у нас в ХХ веке.

ХХ век войдет в историю как совершенно потрясающий по научной силе, силе интеллекта, уровню культуры, образования. Мы получили столько знаний, сколько за все предыдущие девятнадцать столетий, а может быть, и больше.

На мой взгляд, ХХ век прежде всего замечателен тем, что были созданы совершенно новые направления науки.

И это обязательно нужно помнить, потому что иногда забывают обо всем достигнутом и говорят: это плохо и то плохо, и что мы тянулись в хвосте цивилизации. Это неправильно, это - политическая игра, игра людей, которые не очень солидно ведут себя в большой семье народов Земли.

Я думаю, мы должны гордиться тем, что ХХ век породил космическую науку. Наш первый космонавт Юрий Гагарин облетел Землю. Мы вышли на путь электроники, которая неведома была XIX веку.

Особенно большое влияние на науку ХХ века оказали электронно-вычислительные машины. Фактически они были открыты дочерью поэта Байрона. В те далекие годы она написала большой трактат о программировании новых типов вычислительных машин (тогда об электронике еще не говорили) на основе алгебры Буля и послала в Парижскую и Немецкую академии. Ученые его просмотрели и написали трогательные отзывы о том, что это - прекрасная работа, и всякие добрые слова похвалы, однако при этом сказали: "Но это для человечества не нужно". Вот такие были годы. И только спустя 200 лет мощнейшей силой, революционизирующей все отрасли народного хозяйства и деятельность всех людей, независимо от того, ученый он, коммерсант или экономист, стала электронно-вычислительная машина, которая вошла в жизнь благодаря Джону фон Нейману (США) и в нашей стране - советскому академику Сергею Алексеевичу Лебедеву. Сначала это были машины-монстры. Но с быстрым развитием техники, особенно электроники, они становились все меньше и мощнее, меньше и мощнее. И сейчас вы имеете дело с персональными компьютерами, которые дают возможность делать очень много на своем рабочем месте.

Мы перешли на новый метод мышления и знаний. Если раньше нужны были приборы, эксперименты, то теперь в первую очередь нужны математические модели. И я как человек, который всю жизнь занимался математическими моделями, говорю всем: любите математическую модель, попытайтесь всякий физический процесс, феномены, которые еще не познаны, поставить на хорошую, солидную математическую основу, а затем уже находить оптимальное решение и реализовывать в виде продукта.

Я думаю, для нашей страны это особенно важно.

Мощная система Интернет - это только начало будущей серьезнейшей математизации, которая проходит через все науки, а активная телекоммуникация приблизит нас к базам мировых знаний.

Я столкнулся с электронно-вычислительными машинами в Обнинске, в Атомном центре, куда был направлен после защиты кандидатской диссертации по решению Правительства. Там три года занимался термоядерной бомбой, затем - атомными реакторами для подводных лодок и атомных станций. Сейчас об этом можно говорить, и уже сказано на международных конференциях, но до прошлого года мало кто знал, чем мы занимались. Сейчас общество наше стало более открытым, да и времени прошло достаточно (это были 1952-1955 годы) - полстолетия, поэтому сейчас другие ценности становятся важными и секретными для государства. Тем не менее народ помнит тех, кто принимал участие в создании этого очень важного оружия, которое вместе с ракетами фактически предотвратило новую мировую войну.

ХХ век - век открытия искусственного волокна.

Это такая же революционная акция, которая создала совершенно новые условия для развития легкой промышленности, производства товаров народного потребления. И нельзя сказать, что важнее - бомба, ракета или искусственное волокно.

Думаю, сейчас крупнейшей проблемой является космическая технология. Все больше и больше стран подключается к большим космическим программам, потому что космос предоставляет совершенно необыкновенные возможности в условиях невесомости создавать новые материалы, химические препараты, лекарства и т.д.

Как-то на совещании в Академии наук Борис Евгеньевич Патон сказал мне, что если обеспечить на космических станциях энергию мощностью 100 кВт, то можно будет не только провести огромное количество материаловедческих и других экспериментов, но и создавать промышленность. Скоро мы станем свидетелями того, как космос будет давать людям и энергию, и материалы.

Одна из глобальных проблем человечества сейчас связана с сохранением жизни на Земле.

Недавно Академия наук утвердила большую программу для мегаполиса Москвы по сохранению жизни, человеческого здоровья и т.д. Думаю, и в других городах идет такая работа, и нужно готовить людей, способных эту программу осуществить.

Теперь я хочу сказать, что же будет главным в XXI веке.

Ученые накопили очень много первоклассных идей. Невозможно в короткой статье рассказать о всей гигантской работе, которая была проведена. И начиналась она как раз с лабораторий, с ученых. Но мы должны готовить также специалистов в области экономики и права. Это исключительно важно. Это та самая область, которая не дает быстро продвинуться в развитии нашего государства - здесь нужны новые идеи. Я думаю, что молодое поколение эти идеи выдаст миру. Что же еще?

Думаю, самой главной проблемой XXI века будет проблема под условным названием "наука о жизни". Недаром в 1992 году в Рио-де-Жанейро Организация Объединенных Наций собрала конференцию, в которой приняли участие главы государств на уровне президентов, премьер-министров всех стран мира. И все думали, что мы будем делать, потому что наша биота ("биота" - это животный и растительный мир) уничтожается, леса гибнут, отходы химических и других заводов отравляют все живое. Сейчас надо подумать, какие нужны международные законы, международные нормы, для того чтобы сохранить жизнь на планете. А она очень хрупкая, эта жизнь. Если начнут вырубать леса, то биологический фактор станет активно уменьшаться и будет уменьшаться жизнь. Начнут уничтожаться растения - кончится биоразнообразие. Это значит, что если по каким-либо причинам (в основном из-за загрязнения окружающей среды) какие-то растения будут уничтожены, заменить их будет нечем, а устойчивость биосферы зависит от биоразнообразия.

Второе - это генетика, генная инженерия. Генная инженерия - это длительный процесс, но очень важный для человечества. Например, она дает такую возможность: с целью сохранения здоровья человека пораженный ген заменяется другим геном, который будет нормализовать работу патологического органа. На это уйдет, наверное, несколько лет. Во всяком случае, ясно: для того чтобы изучить многообразие генов, потребуется очень много времени, наверное, полвека (я так думаю). И ученые всех специальностей, конечно, найдут здесь себе дело. Это - одно из новых направлений, которое опередит и теоретическую физику, и математику, а она всегда была, есть и будет составлять основу всех наук.

Первой сделает свой вклад, конечно, иммунология - наука о защитных механизмах самого человека.

В Австралии два десятилетия назад Бернет и Носсел разработали так называемую клональную теорию рождения в организме антител - макрофагов, лимфоцитов и глобулинов. Эти антитела борются с бактериями, вирусами. И ученые уже сейчас создали математическую модель (опять модель!), на которой можно экспериментировать и находить пути оптимальной терапии.

Наука о жизнеобеспечении очень разнообразна. Это и энергетика, и сельскохозяйственное производство, и вода, и окружающая среда, землетрясения, цунами, прогноз этих стихийных бедствий.

И задача ученых - разработать глобальную программу мирового сохранения ситуации и регулирования этих процессов.

Главными в геофизике являются глобальные проблемы планеты, в частности теория климата. Сейчас в природе происходят некоторые явления, которые надо объяснить.

Во-первых, отмечается потепление климата. В последние годы происходят совершенно невероятные катаклизмы с наводнениями, землетрясениями. Такого не было уже почти 100 лет. А дальше эти явления могут нарастать.

Предстоит заняться еще одной угрозой (к сожалению, она не последняя), которая состоит в том, что большая часть мерзлоты на Земле содержит метан.

Пока метан находится в мерзлой почве или на дне океана, он безопасен. Но как только повышается температура атмосферы, метан начинает "выходить" на поверхность. До сих пор мы говорили, что самым главным противником для жизни на планете является углекислый газ. Так вот, метан как щит, который не пропускает длинноволновую радиацию в космическое пространство, в 20 раз сильнее отражает и задерживает это излучение. Вот где настоящий враг для человечества! И всякое потепление даст возможность промерзшему грунту с метаном таять более интенсивно, а у нас обширнейшие мерзлотные районы.

Сейчас найдены огромные запасы метана в Баренцевом и Карском морях. Их открыли сибирские ученые. Обнаружены два громадных месторождения около полуострова Индостан. И если неосмотрительно начать разрабатывать метан (а туда бросились компании многих стран мира), то произойдет то, о чем я говорил. Именно поэтому надо уметь прогнозировать, создавать хорошие модели и методы извлечения метана, безопасные для планеты, находить адекватное соотношение тех моделей, которые мы получаем. Нужно провести хороший мониторинг, то есть организовать слежение за тем, что происходит на планете: необходимо определять количество метана, перепады температуры, изменения климата, течения воды и т.д.

Вы слышали, наверное, о таком явлении, как эль-ниньо. Его суть заключается в том, что в районе Полинезии вода иногда нагревается примерно на 5 градусов выше, чем в обычные годы. Это происходит из-за того, что там много островов и вода сильно прогревается на прибрежном мелководье. Такое явление случается с периодичностью примерно в 3 года. И эта 5-градусная флуктуация теплой воды начинает двигаться в сторону Южной Америки, к Перу и Мексике. Там начинаются фактически катастрофические ее действия прежде всего в балансе погодных ресурсов. Что же происходит дальше? Когда теплая вода притекает к берегу, она начинает вытеснять холодную воду, которая обычно движется тонкой струей вдоль западного побережья Америки, от Аляски до тропиков. Создается градиент между холодной температурой воздуха и температурой пришедших теплых вод. Это дополнительное тепло поступает в атмосферу, а дальше планетарный поток переносит его по всей Земле, причем этот планетарный поток 2 раза в месяц обтекает Землю. Эль-ниньо - довольно локальное явление, но оно сказывается всюду, на всей планете. Оказывается, эти "маленькие" природные возмущения могут привести к большим изменениям структуры взаимодействия атмосферы и океана.

Я хотел бы сказать, что, конечно, в XXI веке будет расцвет машиностроительной, металлургической промышленности, химии, многих других традиционных областей, специальной техники, которые обслуживают человечество уже сегодня.

Следующая идея. Для нашей страны на первые два десятилетия важнейшей будет экономика постиндустриального общества.

В экономике сделано очень много. И уже есть нобелевские лауреаты, есть много людей, давно посвятивших себя этой науке, но нам нужна немножко другая экономика - экономика, которая взяла бы опыт человечества и овеществила его с учетом исторических условий, в которых мы жили, и исторического этноса, который мы сами создали. Я думаю, что это - одна из самых благородных задач сейчас, и счастливы должны быть люди, способные направить свои силы на решение экономических проблем.

Кто руководит сейчас миром? Правительства? Допустим, Соединенных Штатов Америки или европейских стран? Да, они играют большую роль. Но правят миром все-таки банки (опять экономика!).

По данным Организации Объединенных Наций, в банках сейчас циркулирует 1 триллион долларов свободных денег. Это значит, что в один момент можно совершить диверсию против любого континента, любой страны, и если она - должник, то можно разорить ее, сделать полностью беспомощной, вывести из активно действующих. Примеры тому уже были. Поэтому очень серьезно надо следить за тем, как эти банковские проблемы будут влиять на общество.

Сейчас весь мир экономистов и политиков разделился на две категории. Одни говорят: "Нам нужно единое глобальное государство для Земли". Но это полная антидемократизация, потому что каждая страна имеет свои традиции, свои религии, свою историю. Другие (к счастью, таких большинство) предлагают плюралистический подход. Нужны разные системы, чтобы каждая из них вырабатывала самостоятельно пути решения проблем, которые потом можно применить в других странах. Россия всецело поддерживает идею такого плюралистического мира. Но для того чтобы он был устойчив, потребуются, конечно, большие усилия.

Сегодня у нас довольно сложная ситуация. Наука не очень востребована в обществе, за исключением, может быть, некоторых направлений. Но общество все-таки живет, развивается на основе науки. Если вы посмотрите, то любой сколь-нибудь интеллектуальный процесс, который внедрен в жизнь, начинается в пробирке, в лаборатории. Поэтому ученый всегда будет первопроходцем. И наша с вами задача: поднять культуру и образованность каждого человека до такого уровня, чтобы он понимал эти вещи. Чем быстрее мы поднимем культуру, тем быстрее поймем, что надо делать в будущем. Если мы говорим о том, что планете грозят большие катаклизмы, надо со школьной скамьи готовить ребят к тому, чтобы они бережно относились к планете локально, в домашних условиях. Все это потребует огромных усилий. Поэтому культура и просвещенность явятся главными компонентами сознания людей XXI века.

В заключение я хотел бы снова подчеркнуть, что XXI век - век науки о жизни, о глобальных и локальных проблемах нашей планеты, о жизнеобеспечении. Только фундаментальные знания дадут в будущем возможность правильно оценивать происходящее и формировать собственное мировоззрение и мировоззрение всех людей на планете Земля. Эти проблемы потребуют многих технических и экологических исследований, которые получат новые импульсы. Поэтому предстоит известная перестройка организационных форм обучения. Новейшие технологии все более становятся стержнем научно-технического прогресса, поэтому в будущем именно они станут центральным звеном образования.

©Общество «Знание» России, 2001

На Главную К списку номеров К содержанию номера